innas (innas) wrote,
innas
innas

Метафизическое возрождение в РФ "духовного Совка"

Меня коробит сама идейная апология премудрых пескарей, в которой бытовая трусоватость считается чуть ли не гражданской доблестью, а неразумными видятся те, для которых всю жизнь длящийся компромисс с совестью неприемлем по психическим и нравственным причинам.
...
Позиция духовной и душевной честности была, несомненно, в бытовом плане совершенно неудобной. Но таков был выбор тех людей, и этот выбор внутренно импонировал мне гораздо больше, чем последовавший за отменой КПСС и ВЛКСМ в начале 1990-х массовый нахлын в ставшую вдруг модной Церковь народных масс бывших атеистов и оппортунистов режима, внезапно прозревших и разом ставших набожными христианами. Меня самого ради целого ряда бытовых удобств отдали сначала пионэры, а потом в комсомольцы ("иначе не поступишь в институт!"), хотя во мне самом это плавание по течению расчёта и страха вызывало мучительный нравственный и даже психический конфликт, разрешить который я подростком ещё не мог, а решился на это лишь со временем, жёстко расставив все точки над нужными буквами.

Справедливости ради следует заметить, что в Латвии или даже в Литве Католическая Церковь так и не стала аналогом КПСС, как то произошло с РПЦ МП в России.
...
Я не за то, чтобы навязывать всем героизм и диссидентство как обязательную модель поведения, нравоучительно стыдя за их отсутствие. Я всего лишь за то, чтоб отказаться от привычной лжи самому себе, трусость, расчётливость и социальный оппортунизм назывaя разумностью и даже доблестью. Смирение, humilitas состоит в том, чтобы быть поближе к humus-u, к плодородной почве правды, просто называя вещи своими именами, не занимаясь подменой ярлыков. Но видим, что и этот простой, в общем, экзистенциальный акт способен вызвать в советском (или вообще любом?) человеке целую бурю протеста, выстраивающего для апологии обычного бытового оппортунизма хитроумную герменевтическую систему его нравственного оправдания.
...
Да, почему мне это рассуждения вроде бы о днях давно минувших кажется таким актуальным. Метафизическое возрождение в РФ "духовного Совка" с его затхлостью и всё густеющим, параноидальным смрадом общественной атмосферы, тотальным двоемыслием, а самое главноe — липким страхом пострадать за любую личную позицию, требующую хотя бы минимального нравственного выбора и расходящуюся с мнением начальства и соседей — всё это вновь ставит вопрос о внутренней честности и о поощряемом режимом птичьем языке лоялистской, "патриотической" (а на деле — "поцреотской", т. е. шовинистической и милитаристской) риторики. Наверное, далеко не все могут позвoлить себя арестовать за одиночный пикет с плакатом "нет войне", — пока что. Но хорошо бы всем помнить слова классика Александра Исаевича о вегетарианцах-кроликах, интеллигентнейших и "всемерно одобряющих" начальство Фан Фанычах и Укропах Помидоровичах, которые не ведали ни сном, ни духом почему, но вдруг оказались за реальной и очень даже колючей проволокой. И никого вокруг, кто бы замолвил за них защитное словечко.
http://edgar-leitan.livejournal.com/237820.html?mode=reply#add_comment
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments